Путешествия на фуре: Глаза боятся, а руки — делают… — 1

Нашла свои старые дневнички, которые писала, когда только устроилась на эту работу, и листки с записями, где я готовилась к интервью…

Меня, кажется, только ленивый не спрашивал, как же меня занесло в дальнобой, не страшно ли мне, и что я буду делать, если вдруг пробью колесо. Варианты ответов зависят, бесспорно, от настроения и обстановки.

Где-то можно и отшутиться, а где-то приходится и огрызнуться, чтобы поставить человека на место. Про колесо, например, достаточно неоднозначный вопрос. Потому что половина мужиков сами не знают, как будут его  менять. А что буду делать я? Взгрустну. Может, даже поплачу немного. И если никого не будет рядом, чтобы с удовольствием помочь мне, то открою Ютуб, руководство пользователя этим автомобилем, или сделаю звонок другу, чтобы друг мне пошагово объяснил весь этот ритуал, и достану «мясорубку»… Побаиваюсь, что может не хватить сил открутить запаску, но фиксацию и возможность дефиксации необходимо проверить ещё до выезда, так что… А всё остальное — дело техники, вряд ли намного более сложное, чем для какого рахитоса мужского пола. Дома шкафы приходилось тягать в одиночку. Так что вот он, развёрнутый ответ на вопрос, что я буду делать, если мне вдруг ну оооочень-очень сильно захочется самой поменять колесо.

Вопрос про верхнюю загрузку многие умники считают коварным. Господи, насмотревшись, с каким лицом мне его задают, я очень боялась вертикальной загрузки, так, что едва не захотела бросить всё, когда мне немец объяснил, что он желает именно таким образом загрузить свои гусеницы. Честно? Совсем честно? Не так страшны эти черти, как их малюют. Хотя вообще разных страхов на самом деле хватает. Просто глаза боятся, а руки делают. И так — каждый день.
Я думаю, что ничего не боится только дурак. А управляя 40-тонной машинкой, ты же боишься не только за себя, за груз и за машину (это всё, если что, застраховано, ну, только жизнь не равноценно), но и за тех, кто кроме тебя на дороге.
Страшно не справиться с управлением в сложных условиях (дождь, снег, гололёд) или при технической неисправности (лопнувшее колесо, заклинивший двигатель, замкнувшаяся проводка, или мало ли что там ещё может быть с этим сложным механизмом, а я всё-таки девочка), страшно не отреагировать вовремя на опасность (штау, дикие животные, что-то непредсказуемое в тумане, вылетевшая на тебя встречка, пьяные велосипедисты), страшно уснуть за рулём… Очень страшно уснуть за рулём. Я про это потом отдельно напишу.
Много чего страшно. И ладошки порой потеют так, что джинсы, о которые их вытираешь, мокрые. Слава Богу, только в этих местах джинсы мокрые.
Про страхи тоже отдельная тема. Большая. Объёмная. Взрослые и опытные водители тоже много чего боятся, просто смелый вид делают. Впрочем, все эти мысли просто отгоняешь от себя, по-другому никак. Иначе незачем было и идти сюда.
Кстати, когда меня спрашивают, не страшно ли мне было идти в дальнобой, то я честно отвечаю, что от момента принятия решения до оформления на работу я и  испугаться толком не успела. Это потом был лёгкий (да что я вру — разный был) мандраж… Но это — тоже совсем другая история…

Вопрос, который задают многие, и который, если честно, очень сильно смущал когда-то меня — это вопрос гигиены в дороге. И сейчас, когда когда-то родной и близкий человек хочет меня оскорбить, он всегда что-то говорит мне о грязных дальнобойщиках и их нестираных носках… Обидно, конечно. И смешно. Потому что чистый ты или нет в дороге, зависит только от твоего желания помыться. Если человек «на суше» грязнуля, то он и в рейсе будет таким. А если желание вымыться неискоренимо, то сделать это возможно даже в полевых, и совсем неприспособленных к этому условиях. Ну, и условия приспособить тоже вполне можно.
До того, как я купила себе 20-литровую канистру, приходилось здорово извращаться.
Так-то едешь, и по всей трассе можно найти нормальные душевые. В России это 80-150 их рублей, в Европе — 2-3 евро. Попадаются и бесплатные души на заправках, на выгрузках-загрузках, на таможнях, то есть реально есть шанс где-то выполоскаться даже после того, как измазался, словно чёрт.
Наверное, я только два раза не смогла воспользоваться душем. Один раз — на таможне, кстати, в нашей чистой и опрятной Беларуси. Там был такой неопрятный душ, поддон в какой-то чёрной слизи, без шторки и с незакрашенным, что ли окном, даже… Про окно точно не помню, потому что я от самой душевой взгляд отвести не могла, и пока пятилась назад к двери, всё глаз не сводила с этого ужаса, казалось, что оттуда , из-за этого корытца, на меня змеи выползут. А второй раз всё банальнее было, тоже на таможне  — там был душ, но он был, как в армии…. Ну, и парализовать его работу, закрывшись одна изнутри, я не решилась. Если бы очень было нужно, тогда да, но через три — четыре часа я должна была быть уже на базе. а там — все удобства.
Ну, это я вам про «по дороге» рассказала, и когда есть нормальные душевые. А когда их нет, или они только для своих сотрудников — выручает канистра. Стоит в кабине, высоко, вполне удобно. Выдвинув немного вперёд, если погода позволяет, и отсутствие зрителей, под ней можно покрутиться в купальнике, то есть принять полноценный душ. А можно и в прицепе её установить…
естественные водоёмы, когда и полезно, и приятно, тоже никто не отменял. Но это летом.
Есть замечательный анекдот в тему:
— А где вы моетесь?
— Летом в  реке.
— А зимой?
— А сколько её, той зимы?
Ну, а когда холодно, приходится применять смекалку. Тогда вымыть косы возможно даже в таком санузле, где вода по-немецки на несколько секунд подаётся на руки, и кран расположен так низко, что никакую тару не подставишь. Всё возможно, когда ты русский. Или белорусский. Самое главное, чтобы желание было.
Потому что очень хорошо помню, как приехала на таможню, и прямо на въезде таможенник махнул рукой в сторону стоянки, и в направлении туалета и душевых — мол, всё есть, пользуйтесь на здоровье. А сосед по парковке рассказал, что ему сказали — душ не очень, поэтому он на выгрузке вымоется, там, кто-то говорил, нормальный… Всё бы ничего, но стоял он со среды, дело было в субботу, а выгрузка планировалась на вторник. В душ он так и не ходил, прилизывая свою причёску а-ля селезень. А душ там отличный оказался. Общий, но с кабинками, в который в пять утра ни один нормальный мужик не ходил.
Так что о чём говорить? Ах да, ещё о грязных носках. То же самое — если есть желание носить чистое, то с этим никаких проблем. Порой забавно смотреть, как эти предметы одежды у ребят на парковках сушатся на дворниках. Тоже норм. Но их есть где и в кабине повесить, если холодно и сыро — ближе к печурке.
Я умудряюсь стирать не только мелкие предметы одежды, но и майки, и платьица, чтобы лишнее с собой не возить, потому что мне очень неудобно везти тяжеленные сумки на базу. Машины-то нет. Никто больше на день рождения не подарит. Поэтому и пакую всё компактно. А вообще, достаточно часто у дальнобойщиков есть возможность постирать и высушить свои вещи в пути, за отдельную плату. Видела такое  и в Польше, и в России. 
Не писала здесь про азиатские страны. Сама там не была, а с чужих слов рассказывать, не удостоверившись, не имею привычки. Там немного не так, как у цивилизованного мира, судя по всему.
Хотя, как я понимаю, если меня туда занесёт задание диспетчера, то канистра на 20 литров обязательно будет со мной.

ГРУЗЫ  БЫВАЮТ  РАЗНЫЕ… НЕСТАНДАРТНЫЕ  И  ОПАСНЫЕ…
Порой тебя грузят чем-то, а ты стоишь и думаешь — а ехать-то как?? 
Вот чем мне нравится эта работа — так это своей непредсказуемостью! Задачи каждый раз интересные, а у меня тоже свой подход к таким ситуациям — на трудности я смотрю с интересом. 
И обратно же — глаза боятся, а руки — делают. 
«Оооо! «Плавуны»? Ну, аккуратнее на поворотах» — с таким напутствием я везла семена льна куда-то в Германию, повороты проходила так плавно и аккуратно, без своих финтов,  что, пожалуй, стакан кофе не пролился бы. Конечно, пуганая, что бигбэги эти расползутся все в разные стороны, или нет, сползутся все на одну… А потом навалятся на тент, и перевернут мой прицеп. Ну, как-то так. 
«Плавуны» — это потому что на них, как на волнах, ходишь сверху по этим мешкам, и такое ощущение забавное, они такие подвижные! 
Жидкости везти тоже забавно. Я вначале, когда отъехала с места загрузки, даже не поняла, в чём дело. Тем более, что по дороге туда у меня были проблемы со сцеплением, и хотя я продула коробку, ехала с опаской, что мало ли что… Вот и подумала, что это мало ли что наступило. Машина вела себя странно, и только потом до меня дошло, что это плещется та жидкость в огромных бочках, которые стоят у меня в прицепе. К концу поездки тошнота взяла, тем более, что ехать пришлось по крутым немецким горам, то есть тебе там то приливы, то отливы, ну, и морская болезнь в нешуточном варианте. 
Не менее страшно ехать с досками. Вроде как они лежат, не шевелятся, как вся эта подвижная гадость. Но… Недавний случай с велосипедистом, затормозив перед которым, чтобы не задавить, водитель подписал себе смертный приговор, помнят многие…  У меня таким образом погнулась доска АДР, которую, слава Богу, мне зафиксировали впереди на погрузке. Спасибо опытной и предусмотрительной коллеге! Я бы сама так не сделала, выставила бы эти доски в конце прицепа.. Ну, и не знаю, что было бы тогда, когда меня тряхнуло на железнодорожном переезде в Слубице. От неслабого такого толчка у меня вырвался телефон с корнем из зарядного устройства, а сверху со всех полок посыпалось барахло. Мне даже не жалко было тех 30 евро, что у меня высчитали за испорченную доску АДР  механики. Ну, и к безопасности я теперь отношусь гораздо более серьёзно. 
Поэтому и уперлась было рогом, когда обнаружила, что мне так утрамбовали прицеп паллетами, что его перекосило было на одну сторону. Визуально смотришь — то ли перекошено, то ли машина не совсем ровно стоит. Пацаны понять не могут, что я где высмотрела, вроде, ровно всё, и по подушкам тоже, а мне кажется, что нет, не ровно, и к немцам ехать страшно, и даже не столько из-за возможного огромного штрафа, а от того, что в тех немецких горах этот перекошенный прицеп перевернётся… Заехала на таможню, туда нужно было всё-равно заезжать, договорилась с карщиком, переутрамбовала всё. 
Не знаю, что-то, если честно, спокойного груза и не вспомню никакого. Металлические гусеницы от буровой тоже страшные были. По 8 тонн каждая, две штуки в прицепе. Кажется, что такой железяке мощной какие-то ремни, если её где-нибудь серьёзно тряхнёт!? Тоже ехала, вначале боялась. 
Ну, а потом? Потом как в той песне: «Провинциалка, провинциалка… вначале страшно, потом пройдёт»… ;

Про сон за рулём давно хотела написать. Ещё когда на легковушках и иже с ними ездила. Тогда же и наброски к этой заметке сделала. 
Ну, а когда в каждом рейсе видишь кого-нибудь, съехавшего «поспать» на обочину, в кювет, в отбойник, или, не дай Бог, за него, переоцениваешь и переосмысливаешь…

Усталость водителя можно сравнить с состоянием алкогольного опьянения. Естественно, ни о каком безопасном управлении автомобилем, когда водитель в таком состоянии, говорить не приходится.
Обратно же, как и стадии алкогольного опьянения, усталость тоже можно разделить на разные стадии.
Раньше, по незнанию, мне казалось, что водители, уснувшие за рулём, просто начинали клевать носом, дремать, и закономерно засыпали. Конечно, бывает и так. Веки тяжелеют, слипаются, моргаешь медленно и тяжело, и – засыпаешь.

Но история, произошедшая лично со мной, ещё до дальнобоя, добавила страхов и перевернула моё понимание о сне за рулём.

Я ехала в ночь. Расстояние было не Бог весть какое, всего-то километров 300-350, но выезжали после гостей, т.е. я уставшая, неотдохнувшая, при этом – после полуночи, т.е. в то время, когда весь мой организм давно должен был быть в постельке.
Поэтому всю дорогу я успешно боролась со сном – слушала музыку, открывала форточку и высовывала туда то голову, то руку, на заправке вышла, размяла свои члены. Муж спал сбоку на пассажирском сиденье, сзади непристёгнутым – ребёнок. И вот, когда до дома оставалось рукой подать, километров 30, и я устала бороться со сном, у меня мелькнула мысль, не разбудить ли мужа поговорить. Он, словно почувствовав это, шевельнулся. Но у меня вдруг зевота прошла, мысли стали ясными, и я отчётливо подумала: «Ай, зачем? Спать-то я больше не хочу». И тут же я услышала: «Э-э-э, что ты делаешь?». Встрепенулась – а я на встречной. Едва ли не единственная вещь, за которую я благодарна мужу. Спас и свою жизнь, и наши. Сон, естественно, как рукой сняло.

А усталость, реально, бывает сильная, особенно, когда она накопленная, когда круг идёт за кругом. Вот цитирую водителя со стажем:
«Засыпаешь с ложкой в руках, с макаронами во рту, после рейса бываешь таким уставшим, что это реально так, без преувеличения. Куришь, тянешь сигарету, и прямо на этом вдохе засыпаешь. Засыпал с сигаретой. Как не сгорел? Хорошо, она упала на резиновый коврик и погасла».

Сто молитв прочтёшь, когда едешь далеко с уставшим человеком, и остановиться отдохнуть нет возможности. Пустые глаза. Сон с открытыми глазами. Разговариваешь, чтобы тот не спал, и понимаешь местами, что он что-то не то говорит. И он встрепенётся: «А, что я только что сказал?».

Пока жуёшь — не спишь. Если жуешь бутерброд с горчицей или хреном — не спишь немного дольше. Но  лучше жевать что-нибудь мелкое, чтобы из зубов приходилось выковыривать – орешки, семечки.

Воду пить нужно, тогда мозгу проще, он становится более бодрый и активный.
Подстёгивание кофе малоэффективное. Да и если его пить, то небольшими глотками, понемногу, с интервалами.

Энергетики? Вообще отдельная тема. Лично у меня как — пьёшь первую баночку — так, мало толку. А на середине второй — всё. Сердцу — всё… скачет там, как дурное, ходишь чумной, и спать потом, даже когда можно уже будет, не уляжешься. Хороший мой друже меня раз очень сильно отругал за энергетики, сказал, что его знакомая, работая продавцом в ночные смены, подстёгивала себя ими. Результат — инсульт, трепанация черепа… 

Лучше отдыхать. Сон можно заменить только сном. Грамотно распределять нагрузку нужно научиться, тогда и работа будет плодотворнее, и отдых эффективнее. Притча о дровосеках, когда каждый час один из дровосеков брал паузу на то, чтобы наточить топор, а другой работал без остановок тупым инструментом, говорит примерно об этом. Нужно брать паузу, отдыхать. Смотришь, как некоторые работают на износ, из кабины не вылазят -страшно и за них, и за окружающих становится. Пока не стошнит, не вылезет же, из кабины потом после своего «кубика»-другого кулем вываливается, зато — рекордсмен! А то, что проехать полторы тысячи без  отдыха — это не есть гуд, а две с половиной — вообще не норм, и сомнительный повод для гордости, не думают. Поэтому и снут за рулём. Никто не застрахован, конечно, только дай Бог ума чтобы понять, когда вовремя стать на паузу, и поспать хотя бы 15 минут, можно даже не выходя из-за руля… Главное — машину заглушить.
Было как-то такое, что ехала, и понимала, что даже до ближайшего паркинга не дотяну, там километров 20 оставалось. Ночь глухая, не время для автобусов, поэтому свернула на остановку, в России они выделены отдельной полосой с карманом. Завела напоминание через 15 минут, но не слышала его от слова «вообще». глаза открыла через 3 часа. В-принципе, я успевала, но даже если бы и нет — нужно уметь сказать «нет» всем тем торопыгам, у кого подгорает, но кто не думает о твоём РТО. Не просто так в Европе такие огромные штрафы за нарушение режима, и в случае чего «устал, не спал» считается отягощающим факторам, а никак не оправданием.

Вообще, на дороге всего хватает, и смотреть нужно внимательно-внимательно… Чтобы вот так вот столб, установленный посреди дороги, случайно не встретить.  Чтобы по разметке, оставшейся до изменения направления дороги, не съехать. Чтобы вовремя заметить открытый люк, ливнёвку, или такую колдобину, где  сальто-мортале сделаешь, и не факт, что на колёса встанешь обратно…
Поваленное дерево на дороге, чей-то отлетевший глушитель, просто большая ветка, или выпавший груз из чьего-то кузова — тоже нормальное явление, бывает.
Дикие животные — живые, или уже сбитые и мёртвые, или трепыхающиеся в промежуточном состоянии — тоже бывает. это только кажется, что что там той фуре, если ей встретится молодой лосёнок…
Примерно с такой же периодичностью, ну, может, чуть реже — пьянчужки, порой на велосипедах, что повышает их манёвренность. Идти им тяжелее, ехать — проще.
Однажды меня шокировали не пьянчужки, а семья на велосипедах. Мать и отец на великах с прицепленными к ним специальными тележками, где сидели их маленькие детки. Вроде, милота. Но… Это дорога к погранпереходу Бобровники, с польской стороны, достаточно узко, так себе обочина, поэтому семейка ехала по кромке асфальта, ночью, в туман… Дай Бог, чтобы эти милые люди добрались со своими детишками туда, куда их какая-то непонятная нужда гнала в той темени, и чтобы они не спровоцировали аварии.
Ещё случай, как мальчишка вёз братишку на раме велосипеда по обочине трассы, обернулся посмотреть на дорогу, вслед за головой сработали руки. Руль повернулся. водитель грузовика, на шум которого обернулся мальчишка и под колеса которого вильнул, не сумел избежать наезда. 
Ах, да! Чуть выше я про домашних животных не упомянула! Их тоже жалко, поэтому водители их тоже стараются объехать. 
У меня до сих пор не идёт из головы случай, произошедший с моей бывшей коллегой-преподавателем, управлявшей своим небольшим автомобильчиком. Говорят, что на дорогу перед машиной выбежала собачонка. Она, избегая наезда, ушла на обочину, далее вбок, и по касательной задела дерево. Глядя на фотографии с места ДТП, там никогда бы не сказал, что что-то повреждено, так, пустяки. Кроме того, что человека не стало. Удар виском о стойку. И всё. Собачка живая  и невредимая побежала дальше… А ребёнок, которого после развода воспитывала мать одна, остался сиротой. 
В другой шокирующей ситуации мать осталась без ребёнка. Малыш, спасая щенка, выбежал на ним на дорогу. Водитель грузовика такого не ожидал, щенка он спасать не собирался, даже не притормаживал, чтобы избежать наезда на него…
Дети с мячиками, дети с игрушками, и дети с дурацкими играми… «Беги или умри»… Жесть… Трагедия, которая может разыграться перед любым автомобилем, там у водителя может не быть шансов что-то предотвратить. А у детей — недоразвитый глазомер, и недоразвитое, либо атрофированное чувство опасности. Вот и гибнут. вот и лезут, куда не нужно.
Ещё одна история, от которой кровь стынет. На глазах у матери, наблюдавшей из окна за тем, как ребёнок играет во дворе, того протащил грузовик, трогающийся с места. Малыш полез под колесо за мячиком…
Дети, выбегающие на остановках из-за автобусов перед движущимся транспортом, водители которого просто обязаны притормозить, увидев остановившийся автобус. Мало ли, кто выскочит оттуда!? Мало ли, кто выбежит из-за припаркованных вдоль дороги машин, какой гном метром роста? 
Или какая-нибудь яжемать выскочит с ребёнком наперерез вашей машине, или вначале коляску под неё высунет? Ещё один ужастик из новостей — мать на пешеходном переходе на повороте сунулась переходить дорогу с коляской, и вроде как имела право, но поворачивающему грузовику, который и ехал медленно, чтобы пропустить пешеходов, правая сторона была не видна… Совсем не видна… Коляска попала под колесо, ребёнок — тоже… Мать не нарушила правил дорожного движения, не соблюла пустячок — не убедилась в безопасности…Ребёнка похоронила. Водитель себе тоже не может этого простить. А нам остаётся только задавать себе вопрос: а мог ли он что-то сделать здесь, мог ли он предотвратить трагедию?..
Тяжело сориентироваться, если на дороге вдруг оказываются неожиданные препятствия в виде необозначенных ДТП, штау, то есть пробок, остановившихся автомобилей, не затянутых, как положено, на обочину прицепов.
Ах да, едва не забыла про встречный и попутный транспорт без фар в тёмное время суток. Это могут быть тракторы, комбайны, ещё какая-нибудь самоходная ерунда с навесным оборудованием, измельчающим в фарш, особенно мотоциклистов. Это могут быть гужевые повозки без катафотов, когда в том числе несчастная лошадь, которая сама просто физически не могла прицепить катафоты на свою телегу, летит, размахивая копытами, с ускорением, но не по месту назначения, а в небытие. 
Много чего летает на дороге.  Отвалившееся колесо от другого автомобиля может прилететь, что-то из его инструментов, незакреплённых на автомобиле, выпавшие мелочи или не очень мелочи из боковых отсеков фур, тряпки и клеёнки, бутылки или огрызки из салонов у поросят, да что угодно может быть. Даже дети вываливаются. Пьяные взрослые тоже могут. 
У самого может выстрелить колесо, или не дай Бог, отлететь полностью. Может закоротить проводка и загореться автомобиль. 
Может загореться автомобиль рядом, и особенно это страшно в пробке. Может взорваться бак, или ещё страшнее — цистерна. Многие видели страшные кадры из Франции. 
Обочина страшна. Особенно в темноте. Мало ли что там стоит, мало ли кто там идёт. Порой, смещаясь в темноте к обочине, чтобы дать обогнать тебя другому, ты рискуешь… Рискуешь, если едешь по своей полосе, но близко к обочине, снести внезапно открывающиеся дверцы припаркованного там автомобиля. Женщины, дети, ботаники не смотрят в зеркала, а выходят. Просто выходят. 
Внушительная страшилка получилась? Это я вкратце. Ничего не написала про пьяных мотоциклистов и трактористов, про уснувшие «встречки», про столбики на российских дорогах, и вообще — про российские дороги написала совсем немного. Про сезонные трудности — ничего. Про специфику дорог в отдельных государствах — тоже ноль пока. Тему пешеходов практически обошла, потому что это — отдельная тема… 
Всё предусмотреть невозможно, но что однозначно — бдительность терять нельзя.
Берегите себя, и удачи на дорогах.

Продолжение следует…

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий